Привет всем! У меня назрел очередной вопрос относительно качества звучания трека
на разных динамиках. Как известно, каждые мониторчики имеют свою АЧХ. Грубо
говоря, это график, который показывает нам, как динамики ведут себя на разных
частотах. Как правило, мы сравниваем АЧХ разных моделей при выборе мониторов. Так
вот, в чем заключается мой вопрос: нужно ли принимать во внимание АЧХ своих
мониторов при написании трека? То есть, я помню, например, что у моих мониторов
спад в районе 150–500 ГЦ где–то на 2ДБ. То есть я слышу в этом диапазоне чуть
меньше, чем есть на самом деле. А звучит, вроде, как надо. Ну я беру и прибираю
немножечко эквалайзером в этом диапазоне. Это же логично? конечно, потом следует
прослушать свою композицию на разных мониках/ушах, чтобы убедиться в своей
правоте. Однако других мониторов у меня нет, и слушаю я сначала в студийных
открытых ушах, потом в машине, потом в закрытых студийных ушах и, наконец, в
обычных затычках. в общем, правилен ли такой подход, или на этот счет никто толком
не заморачивается? В качестве КПЗ я прилагаю АЧХ своих ямах HS80M. Например, вот
этот вот подъемчик в районе 10к должен весьма приукрашивать высокие, не так ли? И
на других девайсах звук будет чуть менее «светлым». Ну и с этим знанием я добавлю
немножечко этих частот сразу, не прослушивая трек предварительно на других
колонках. И уже потом проверяю все это на слух. Короче, скажите мне, имеют ли эти
рассуждения хоть какой–то смысл и практическую пользу, или я напрасно
заморачиваюсь по пустякам.

блог о музыке  500x322, 29.88 kb

69 Responses to Привет всем!

  1. Eppekb:

    Рассуждения правильные, но компенсировать неравномерности АЧХ точно и «математически» крайне сложно. Дело в том, что, если у тебя не какие-нибудь мастеринговые фазокорректные эквалайзеры и соответствующие измерители, то реальная картина далека от графика и с каждым вмешательством меняется нелинейно. Самое лучшее тут — сделать минимальную коррекцию в широкой полосе (обычно это с НЧ производят) и проверить много раз последствия в приличной студии и на разных колонках, как ты собственно и делаешь. В основном так компенсируют особенности установки мониторов (стена близко-далеко). А собственно АЧХ не трогают.
    Ямахи эти по назначению — уравнители, типа 10-х, для проверки микса на совместимость с бытовыми трактами. Из студийной практики на них не сводят, а переключаются время от времени для контроля общего баланса. Поэтому лучше к ним не лезть, а поискать еще пару «покрохобористей».

  2. Nnaodin:

    В теории это должно сработать, на практике же комната будет иметь влияние на ачх тоже, потому если тебе нечем мерять ачх после коррекции, то лучше наверно не лезть. 2дб вполне допустимая вариация в любом случае.

  3. Lliort:

    на самом деле на высоких частотах нелинейности добавляет абсолютно всё, вплоть до формы ушей сводящего.

    слушай, а ты не классику часом сводишь, что тебе это так критично?

  4. UtkCap:

    Краткий ответ: да, надо принимать. Но в первую очередь, на слух, а не математически.

    http://forum.cockos.com/showthread.php?t… — этот тред может ответить на многие вопрос в плане записи, мониторинга и слуха.

  5. Tiuenko:

    нет, не классику. и это не критично, спрашиваю из интереса. меня много подобных вопросов тревожит)

  6. UtkCap:

    мне нравятся твои вопросы, ты упорно пытаешься разобраться, как делать «правильно» 🙂

    Не думала пойти на звукорежиссерские курсы или поступить на соответствующую специальность?

  7. Rehelo:

    Помимо АЧХ там еще много всякой тошноты, к которой нет графиков и которую не исправишь. Задержка фазы, грань между двумя динамиками, сужение направленности по мере повышения частоты, инерционность катушки с диафрагмой, резонансы корпуса, который представляет собой обычное помещение — только за счет размеров спектр собственных частот сдвинут гораздо выше — небольшой подъем на резонансной частоте НЧ-динамика, опять же.
    Вся эта шляпа критична, пока в нее вслушиваешься. Сведение, тем не менее, должно быть чистым, и в нем не должно быть ярковыраженных подъемов или завалов.

  8. Eppekb:

    Поэтому стоимость мониторной системы может доходить до трети бюджета студии.

  9. Tiuenko:

    я их закончила уже :))

  10. Tiuenko:

    спасибо, пригодится

  11. Tiuenko:

    но там была направленность в основном на телевидение. Мне там дали хорошую базу (Меерзон душка, отличный учебник написал), несколько секвенсоров в которых я раньше не работала, и прочие ништяки. Работа по специальности. Но теперь вот хочется влезть в это все еще более подробно, с музыкальной стороны.

  12. Tiuenko:

    обучение — непрерывный процесс длинной в жизнь 🙂

  13. Kurega:

    да и все равно, если у всех мониторов будет идеально ровная ачх, то звучать они будут все равно по разному, проработав 10 лет на ns 10 и ненавидевший их первые 2года, теперь я люблю их всей душой и когда приходится пользоваться другими, то всегда нужно время на адаптацию

  14. JahSpb:

    Случайно зашел на эту блогу и не смог пройти мимо.

    То, что описано в посте — какое-то безумное дрочево. Мне кажется даже упоровшись амфетаминами, такое мало кому придет в голову. Просто расслабьтесь и делайте музыку, никто из слушателей не различит и доли погрешности в частотах вашего трека. Будет чего-то меньше или больше — да всем насрать. Люди слушают музыку образно. А большинство вообще это делает через айфоновские наушники или динамики ноутбука. Я уверен на 100%, что ни один из известных вами продюссеров электронной музыки, не заморачивается так, как заморачивается автор. Музыку делают быстро и эмоционально, рефлексия только вредит процессу.

  15. Eppekb:

    a-j: Вот поэтому в остальном мире и существуют саундпродюсеры, которые нам без надобности.

  16. UtkCap:

    a-j: это верно. Однако, через эту стадию дрочева многие проходят. Я проходил. Она нужна для того чтобы потом лучше понимать, что все тлен и можно делать музыку, а не дрочить на звук или инструментарий.

  17. Tiuenko:

    a-j: конечно, досконально выдрачивать эти частоты по АЧХ — это бред. Я как раз и интересуюсь тем, насколько вообще средний специалист-звукорежиссер обращает на это внимание. Особенно, если бюджет ограничен и нет возможности приобрести мониторы по 1,5штуки баксов за каждый. А насчет всем насрать — возможно. Но последние пару лет я начала конкретно вникать в различное «безумное дрочево», связанное с качеством звука. И слушать свои же записи почему-то стало гораздо приятней. Товарищи-музыканты так же замечают разницу.

  18. Eppekb:

    не ведись на хипповые заморочки — чем точнее и яснее, тем меньше неразгребаемых системных проблем.

  19. Tiuenko:

    a-j: и, тем не менее в посте http://scientificpage.net/comments/15165… ты ищешь того, кто пересведет и отмастерит твое творчество. Разница лишь в том, что я хочу научиться делать это самостоятельно, а ты привлекаешь сторонних людей.

  20. JahSpb:

    то, чем интересуешься ты и что требовалось мне — принципиально разные вещи, странно, что ты этого не понимаешь (как звукорежиссер?)

  21. Tiuenko:

    a-j: я прекрасно тебя понимаю. тем не менее, и то, и другое относится к звукорежиссуре. Конкретно об АЧХ пишут в том же учебнике Меерзона, это электроакустические основы, и нельзя просто так взять и наплевать на это. В то же время зацикливаться на мелочах не стоит, если ты творишь. В этом ты абсолютно прав. Но вот что я могу поделать, если мне интересен вопрос качества звучания с разных сторон этого вопроса? И, главное, хуже-то от этого не будет. И, к слову, навыки сведения приходят по большей части с опытом (если ты уже изучил основы), а вот о щекотливых моментах теории очень даже полезно поспрашивать у более прошаренных спецов.

  22. Nnaodin:

    a-j:

    Чуваки. Ничем не возбраняется интересоваться. Возбраняется критиковать то, чем интересуются другие.

  23. JahSpb:

    я написал свое мнение только лишь потому, что вопрос был озвучен в контексте создания собственной музыки, а не ликбеза по звукорежиссуре, а это большая разница 🙂

  24. Eppekb:

    Я тут поднимался по лестнице, и думал как же работать на дешевых мониторных системах. Для себя я ответил так. Общее направление внутренней эволюции саундпродюсера — это увеличение разрешающей способности звукового восприятия, когда локализуешь «оттенки» ситуации. Учишься улавливать и, что самое важное, разделять элементы звуковой картины для анализа. Соответственно, «битых пикселей» на дешевых колонках больше, но локализуя их, прежде всего в мозгах, можно воспринимать общую сцену. Опытный человек на кривых мониторах отработает глубже неофита, сидящего на более лучших, например. Поэтому поддержу топикстартера на пути разделения сущностей.

  25. Tiuenko:

    a-j: а я просто не вижу особой разницы — музыка это, джингл или аудиокнига, когда речь идет о качестве звучания и особенностях воспроизведения звука на разных мониторах.

  26. Ylpunes:

    Вопрос совсем не в тему. У тебя же Ямы 80? Ты подключаешь их симметричными кабелями?

  27. Tiuenko:

    на данный момент линейными TRS. но шумы и наводки не беспокоят, есть ли, кстати, смысл в этом случае заменять на симметричные?

  28. Ylpunes:

    Ну, если именно TRS, т. е. стереоджек, то у тебя именно симметричное подключение. А, вообще, хотелось бы послушать звукачей на эту тему: имеет смысл, нет?

  29. Nnaodin:

    Если акустика поддерживает, то не помешает. Но вообще это более критично для больших студий и концертов, наверно, где провода длинные и могут ловить много наводок от тучи оборудования, трансформаторов и пр.

  30. Tiuenko:

    я не уверена что там именно стерео-джеки (сейчас не дома), но почему-то мне кажется, что нет. там последние оставшиеся у меня на данный момент гитарные кабели. Но нареканий к ним нет, и я пока не заморачиваюсь.

  31. Tiuenko:

    вот мне тоже кажется, что если нет никаких помех, то это не критично.

  32. Eppekb:

    У этих колонок псевдосимметрия на входе и несимметричная схемотехника внутри, поэтому не будет разницы в качестве звука, кроме уменьшения громкости при подключении несимметрии (от -10 на вход +4 по стандарту), которое, я так понимаю выравнивется регулятором. Так что без разницы.

  33. Rehelo:

    звукорежиссерские курсы, говоришь?

  34. Tiuenko:

    да, курс «Звукорежиссура телевизионных программ», там в основном постпрод в нескольких прогах, практика записи речи, шумов и немного муз инструментов. Плюс практика со стандартным 01V и парочкой железяк. Ну и вспомогательные предметы типа истории кино, технологий теблогоизводства и основ видеомонтажа. Аттестационные работы те же, что в ГИТРе. технические подробности в довольно сжатом виде, поэтому здесь есть пробелы.

  35. Tiuenko:

    TS. извините

  36. Rehelo:

    там шум усилка сильней наводок на кабеле в 1-2 метра

  37. Tiuenko:

    вы про их внутренний усилок что ли? они активные же. хрен знает, у меня еле-еле слышно, почти нет. Один раз были шумы при переезде всей фигни в другую часть комнаты, но они исчезли, когда я воткнула моники в разные розетки. Но вот аквариумный компрессор я выключаю периодически, он шумит дико 🙂

  38. Rehelo:

    вот наводок еще меньше

  39. Ylpunes:

    Простите за совсем офтоп, сейчас пробовал подключить hs50 к Traktor Kontrol S2 через TRS, звука нет (то есть он есть, но его еле слышно при максимальной выходной мощности). Подключаю через TS, звук есть. В чем может быть дело? Kontrol поддерживает симметричное соединение, ямахи тоже, кабели TRS проверил: выводят звук с E-mu 0204 на те же моники спокойно. :/

  40. Tiuenko:

    ну значит надо будет прикупить кабельков, лишними не будут.

  41. Nnaodin:

    Там чувак выше рассказывал, что смысла для твоих колонок в этом может не быть, потому что у них не настоящая симметрия.

  42. Nnaodin:

    : У этих колонок псевдосимметрия на входе и несимметричная схемотехника внутри, поэтому не будет разницы в качестве звука, кроме уменьшения громкости при подключении несимметрии (от –10 на вход +4 по стандарту), которое, я так понимаю выравнивется регулятором. Так что без разницы.
    Написал лучший папа , 13.09.2013 в 21.40

    Может что-то похожее.

  43. Tiuenko:

    а я пока и не тороплюсь. Спасибо большое за ответы, такие вы тут все лапочки!

  44. Tiuenko:

    я тоже так подумала. Но блин, там такой регулятор, что я сомневаюсь, что автор коммента мог его не заметить…

  45. Ylpunes:

    Согласился бы, но факт в том, что коммутируя теми же кабелями данные Ямы с Ему 0204, все работает.
    :/

  46. OrBCap:

    Что то я вообще не пойму о чем ты. АЧХ показывает восприимчивость к определенному спектру частот, зависящих от конструктивных и схемотехнических особенностях каждого отдельного девайса. Мониторы точнее/хуже отображают тот или иной диапазон, микрофоны больше/меньше чувствительны к тому или иному спектру. И это можно точно увидеть в графике АЧХ. Фазакоректный эквалайзер тут не нужен. Видов измерителей тоже немного, разница в принципах работы и отображения значений qppm trueppm sppm. АЧХ это особенность а не погрешность, и она должна показывать на более удачное использование.
    По поводу ямах, hs линейка опирается на традиции культовой серии NS, чистое и достоверное звучание, т.е ачх приближенная к ровной. И NS серия была популярна как раз в студиях, за чистое и хорошо «видимое» звучание, с хорошей стереофонической базой позволяющей более точно локализировать источник. И за это качество их ценят и сейчас, если материал отлично слушается на этих линейках, то он будет звучать сытно везде. И это слышно, но опять же, нужно понимать что 50 будут более слабы в области низких, ачх на них будет слегка задавлена, думаю понятно почему.

  47. OrBCap:

    Вот согласен полностью.

    блог о музыке  500x395, 51.78 kb

  48. Eppekb:

    АЧХ и ФЧХ связаны, например. Не обижайся, дружище, но у тебя в каждом предложении либо неточность, либо ошибка.

  49. XoBero:

    у трактора может быть не настоящее симметричное соединение. «Холодный» провод могут подключить к массе, а это за собой ведет, фактически, полное отсутствие симметрии. И в зависимости какие преобразования в колонках(микросхемы, трансформатор), какая схемотехника, то и результат будет соответствующий. В твоем случае это вот это. Но не вскрыв аппарат, и не посмотрев самому как там все, сложно говорить наверняка.
    Есть совет.
    Если есть TSR штекер «без никто» и обычный мультиметр с функцией прозвонки, то вставь штекер в разъем и прозвони массу с сигнальными коннекторами, если с одним будет пищать, то «симметрии» в этом аппарате нет.

  50. Ylpunes:

    Не понимаю, симметрию так сложно реализовать в устройстве, предназначенном для живых выступлений, что производитель идет на обман, указывая в спецификации Output: Balanced 2×1/4?
    Confused.

  51. Eppekb:

    Настоящая симметрия вообще встречается только в дорогом студийном оборудовании уровня Штудер-Нив и в узкопрофессиональном — разные директ-боксы и предусилители для сцены, радио, ТВ (тоже в дорогих). Полная симметрия в схемотехнике стоит в 20 раз дороже разных заменителей. Приличный звуковой трансформатор на вход стоит около сотни баксов. А на мини-пультик их нужно 6-10 штук. Эволюция электронных компонентов позволила заменить сложные аналоговые схемы на упрощенные за счет роста параметров самих элементов, но, на круг, этот ход обернулся общей деградацией качества в угоду экономии. Маркетинг убивает как бы.

  52. XoBero:

    в основном это маркетинг. Ты выберешь аппарат с «симметрией» или без нее, если цена у них одинаковая? Конечно же с «симметрией».

    Правильно реализовать, и есть трудности. Например, согласовать оба сигнальных канала, они должны бить индентичными, но один перевернутым по фазе на 180 градусов, на выходе и на входе. Фактически это дублирование сигнальной схемотехники, что удорожает производство.Также подбор идентичных компонентов для каждого устройства, тоже удорожает. Относительно одного устройства может быть и не очень, но относительно партии — достаточно.
    Потому на дешевых аппаратах наличие правильного симметричного соединения нужно проверять.

  53. Rehelo:

    >с хорошей стереофонической базой позволяющей более точно локализировать источник.
    Я правильно понял, что ты (по факту) сейчас описываешь стереофоническую базу одного агрегата?

  54. Tiuenko:

    ха-ха 🙂 девочки, не ссорьтесь!

  55. Tiuenko:

    моя картиночка с блог! мимими

  56. Tfoam:

    1. нелинейность
    АЧХ отражает поведение акустической системы только в линейном приближении. Реальные динамики всегда нелинейны. Поэтому, даже идеально вылизав линейное поведение тракта мы не получим абсолютно точной звукопередачи.

    HS80 для звукозаписи считается бюджетной. У меня дома стоят такие и в целом звучат намного лучше динамиков ноутбука, но «профессионалы» работают на них неохотно.

    2. помещение
    «Заводская» АЧХ снималась в пустой заглушеной камере (настояшей) на оси АС. В реальном помещении неравномерность АЧХ в разных точках запросто может превышать 10 дБ. Причём, меняется от точки к точке. Выравнивая АЧХ в центре комнаты можно получить полную срань в остальных местах.

    Кстати, на HS80 есть специальные переключатели сзади именно для мягкого устранения резонансов комнаты и бубнежа на низах.

    Вкратце, если человек готов выложить, скажем. $700 за пару мониторов, то имеет смысл готовить ещё как минимум столько же на акустическую отделку комнаты. В противном случае лучше взять мониторы за $350, а остальное потратить на «поролон» (яйцеклетки не предлагать).

    3. ушки
    Неравномерность 2 дб — это где-то в пределах погрешности восприятия человека и ничего крутить не надо. Кстати, именно поэтому всё измеряется не Белами, и имено децибелами — чтобы избежать дробей.

    Но (сюрприз) слуховая система способна компенсировать и горазно большую неравномерность. Поиграйтесь с эквалайзером, поотрезайте/задерите что-нибудь. Поначалу будет резать слух, через пару минут привыкните. Потому что слух у большинства работает не с абсолютными уровнями, а относительными (в некоторых пределах).

    Кроме того, ушки вкладывают в звук и свои собственные искажения, часто превышающие артефакты остальной части тракта. Об этом почему-то забывают всякие «аудиофилы» с золотыми кабелями…

    выводы
    На удобство и качество работы звукорежиссёра влияет много параметров. Неравномерность АЧХ мониторов не самый главный их них. Гладкости АЧХ HS80 для многих задач вполне хватает (типа «домашнего» любительского сведения). Важнее опыт работы конкретного человека с конкретными мониторами в конкретном помещении с конкретной музыкальной стилистикой. Ну, это если говорить не о заморочках, а о влиянии на конечный результат.

  57. Tiuenko:

    спасибо, все понятно и доходчиво. хотя, по большому счету, ничего нового, тема уже исчерпала себя.

  58. Eppekb:

    Заведующий, два плюса этому человеку!

  59. Ylpunes:

    Давайте порассуждаем дальше. Почему тогда из бюджетной E-mu 0204 звук доходит до мониторов?

  60. XoBero:

    у них, возможно, своя реализация. Тут видишь ли в чем вся проблема. Реализовать симметричное соединение схематически можно разными способами, их, как минимум, три основных. Но при этом куча вариаций этих трех основных. Да еще множество «псевдо-симметрий». По этому понять, что применяется в том, или ином аппарате без специального оборудования, и вскрытия аппарата, невозможно.

    У E–mu 0204 только вход имеет симметрию.

    Проблема с Traktor Kontrol S2 может быть совершенно в другом. Выше написаны лишь предположения. У тебя может быть неисправность внутри. Или у кабеля экран соединен только с одной стороны.

  61. Ksnank:

    охуительный тред, большое спасибо!

  62. Ylpunes:

    Спасибо за ответы, звуканы. Тем не менее, все прозаичней: крайний левый джек просто то ли не достает до контактов в тракторе, то ли изоляционные полосы слишком широкие. В общем, дело в нем.

    блог о музыке  499x373, 41.00 kb

  63. XoBero:

    крайний левый это промышленый стандарт TRS разьема еще обзывается TT jack
    http://www.muzoborudovanie.ru/equip/stud

  64. Ylpunes:

    Спасибо за статью. Скорее TB, я полагаю, даже штекер такой же как у меня — Neutrik. Правильно ли я понимаю, что TRS, TT и TB разные не всегда совместимые способы коммутации?

  65. XoBero:

    да, правильно. Твой пример — пример.

  66. Ylpunes:

    Пф, спасибо, чувак, все прояснилось. Вот уж не думал, что открою для себя что-то новое в коннекторах. В понедельник привезут нормальные TRS. Остался один лишь вопрос — почему эти джеки таки выводили звук с E-mu 0204.

    Особо понравился ответ из техподдержки NI: проверьте переведен ли баланс к booth output при соединении балансными кабелями. WTF??? В этом ответе настолько мало логики и здравого смысла, что я подозреваю сапорт NI сидит в Уганде на аутсорсе.

  67. XoBero:

    Чисто электрически TT jack и 1/4 jack это TRS. То есть набалдашник сверху это tip, серединка — ring, низ — sleeve. Или 2, 3, 1. Или hot, cold, ground. Или плюс, минус, земля(масса). И тд.
    По этому при запайке, там все одинаково.

    А если взглянуть на разъем то он может быть таким

    музыка

    Там есть лепестки под основными лепестками коннекторов, которые их замыкают для особых видов коммутации. Например, когда надо посадить на землю(массу) сигнальный при отключенном кабеле.
    Из-за нехватки отгиба соединение не размыкалось, и не было сигнала, который уходил на землю(массу).

    Но есть коннектор и без них.

    музыка

    Есть и такие

    музыка

    та же проблема.

    И такие

    музыка

    у них может быть все, что угодно. Даже с обычными 1/4 jack бывают проблемы.

Добавить комментарий